В русской летописи Торжок впервые упоминается в 1139 году. Это был богатый торговый город. Как показали раскопки 2010 года, уже в то время в городе было развито шитье золотыми и серебряными нитями: археологи нашли в золе сожженных строений фрагменты такой вышивки на женской одежде. Также важным результатом работы археологов было обнаружение вышивки «вприкреп»: ранее считалось, что такая техника появилась значительно позже, примерно в XVIII–XIX веках. Наибольшее развитие торжокское золотное шитье получило во второй половине XVIII – первой половине XIX века. Торжокские мастерицы вышивали золотыми нитями головные уборы, кисейные рукава, передники, пояса, сафьяновую обувь, кошельки и предметы церковного обихода, расшивали парадные платья для знатных петербургских особ и членов правящей династии, в том числе для Екатерины II.В Тверской области, примерно в 250 км к северо-западу от Москвы, расположен город Торжок – единственный старорусский город, где исторически сложился и развивается в соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел золотного шитья.
Нельзя не отметить, что на рубеже XIX–XX веков золотное торжокское искусство было отмечено высшими наградами всемирных выставок в Париже, Лондоне, Турине. Каковы же особенности торжокского золотного шитья? В свидетельстве 196/1 о государственной регистрации наименования места происхождения товара (НМПТ) «Торжокское золотное шитье», выданном в 2019 году ОАО «Торжокские золотошвеи», указано: «Техника шитья золотными нитями отличается от других видов вышивки. Золотную нить сложно продевать сквозь ткань, поэтому шитье золотом одностороннее. Широко используется рельефный “кованый” шов, выполненный по картону (древн. “по карте”), старинный способ шитья “вприкреп”, высокорельефное шитье. Для создания большего разнообразия фактуры вышивки мастерицы используют различные вариации “кованого шва”: “бабий”, “гусем”, “волнистый” и различные прикрепы. В дополнение используются мягкие швы, разнообразные сетки, решетки, стяги.
В золотном шитье много технических приемов и разнообразных швов, что усиливает игру света на поверхности вышивки. Стежки золотных нитей образуют гладкую, блестящую поверхность, а в местах перелома нитей происходит изящная игра светотени. Существует более ста видов швов золотной вышивки.
В золотошвейных композициях используются геометрический и растительный орнамент, изображения птиц, зверей, архитектурных ансамблей. После тщательной отрисовки рисунка выполняется сколок по кальке, необходимый для переноса его на ткань. Раскрой деталей будущего изделия выполняется вручную. Затем детали поступают на участки, где производится вышивка. Ручная вышивка выполняется в деревянных пяльцах. В работе вышивальщица пользуется шилом, витейкой, наперстками и различными иглами. В качестве основы в пяльцы натягивается хлопчатобумажная или льняная ткань, на которую прикрепляется основной материал – фон. Затем на него путем припороха наносится рисунок по сколку».

Процесс изготовления изделий очень трудоемкий: от создания художником орнаментальной композиции до выполнения мастерицей причудливых узоров на ткани может пройти не один месяц. После Октябрьской революции мастерицы, хранящие секреты уникального промысла, объединились в Торжокскую золотошвейную артель имени 8 Марта. Начиная с 1928 года артель выпускала в основном знаки отличия для Красной армии и лишь в небольшом количестве традиционные изделия, такие как тюбетейки, бювары, декоративные подушки, сумочки, а с 1960 года – малыми партиями закладки, панно, очечники и т.д.
Сегодня Торжокская золотошвейная фабрика имени 8 Марта преобразована в ОАО «Торжокские золотошвеи». Мастерицы вышивают на коже, замше, бархате, шелке, шерсти, других материалах. Вышивальщицы хранят уникальную технологию шитья золотными и серебряными нитями, продолжая развивать древние традиции промысла и поддерживая тем самым известность своего города.
Автор: Владимир Китайский