
Во все исторические эпохи человек придумывает разные полезные вещи для удовлетворения своих материальных или духовных потребностей, изобретает, создает произведения искусства. Что мотивирует его на созидание нового?
С одной стороны, необходимость решить важную для всех задачу, ответить на общий для сообщества запрос. Например, в древности нужно было найти способ, как прокормить и обогреть свой род, – изобрели колесо, веретено, огниво и многое другое. В ХХ веке, чтобы победить бактериальную инфекцию, создали антибиотик. Подчеркнем: любой труд человека – интеллектуальная деятельность, в основе которой лежит творческий процесс. А с чем у нас ассоциируется слово творчество? Конечно же, с искусством, и не случайно, ведь оно появилось на заре цивилизации: как только человек научился использовать камень, он создал не только предметы быта, оружие и другие приспособления, но и художественные артефакты, нечто прекрасное.
Вспомним наскальные росписи пещеры Альтамира, первые дольмены (священные сооружения), палеолитические венеры, клинописные таблички с записью гимнов богам, предметы для извлечения звуков – так появились живопись, архитектура, скульптура, музыка… Следовательно, искусство – результат акта творения, сотворения, созидания и творческого осмысления окружающего мира.
С другой стороны, способность к творческой деятельности, как пишут многие ученые, генетический признак Homo sapiens, родовой, который позволил ему выжить. «Человек приговорен к творчеству, должен творить» (Г.Г. Коломиец).
Но как возникает творчество, откуда берется созидающая творческая искра? Почему одни люди творческие, другие нет? Можно ли до конца понять феномен творчества? Над этими вопросами до сих пор ломают голову философы, социологи, психологи, поскольку современное понимание феномена творчества охватывает все виды человеческой деятельности – и художественную, и научную, и производственную. Творчество – не только проявление индивидуальности, но и гениальности.
В Античности латинское genius понималось однозначно – «дух», некое необъяснимое свойство, вселяющееся в человека. В философии Сократа было понятие, отражающее способность человека в отдельных ситуациях выдавать рациональные решения в общих интересах – daimonion (с греч. «божественное»). Платон понимал гениальность как проявление «высшего разума». В эпоху Возрождения, когда человек осознал значимость своей личной индивидуальности и определил свое место в мироздании (наравне с Богом), гениальность стала синонимом художественного творчества, а гением являлся тот, кто обладал творческой свободой, мог творить подобно Богу.
Философ эпохи Просвещения Иммануил Кант считал, что «гений – талант изобретения того, чему нельзя учить или научиться», а признак гениальности – способность создавать нечто абсолютно новое, т.е. новаторское, оригинальное, что станет совершенным образцом, примером для всех. Примечательно, что Кант был уверен в том, что гений не может объяснить, как было создано произведение, откуда взялась идея, полагая, что гений действует интуитивно, по вдохновению, а само творчество во многом носит бессознательный характер.
Здесь ключевым словом для дальнейшего повествования станет для нас вдохновение, оно же – озарение, свет истины. Это некий исходный импульс, который запускает творческий процесс, его исток. Зачастую такой импульс возникает вдруг, внезапно, несмотря на длительный поиск того или иного решения, мучительную работу сознания. «Эврика!» – воскликнул Архимед, когда понял, что объем вытесненной воды равен объему погруженного в нее тела. Да, случай не раз сопутствовал появлению творческой искры, озарению. Вспомним, как отец русской авиации Н.Е. Жуковский именно случайно, прогуливаясь по берегу Пехорки, открыл формулу подъемной силы крыла. Никола Тесла в своих дневниках описывал случай, когда во время прогулки по парку он увидел схему двигателя, работающего от переменного тока. «Еще не поняв, что происходит, – писал ученый, – я начал быстро чертить схему тростью на песке, потому что до того дня у меня не было привычки всегда носить с собой блокноты и карандаши».
В минуты озарения многие выдающиеся личности испытывают особые эмоциональные состояния подъема, горения, причастности к сакральному. «Как бы по волшебному действию вдруг создался и план целой оперы, и многие (музыкальные) темы – все это разом вспыхнуло в голове моей», – вспоминал родоначальник русской композиторской школы Михаил Иванович Глинка в период написания оперы «Жизнь за царя», сюжет которой ему предложил поэт В.А. Жуковский.
Словно вторя Глинке, о процессе сочинения музыки писал Петр Ильич Чайковский: «Я пишу по внутреннему побуждению, окрыляемый высшей и не поддающейся анализу силой вдохновения, или же просто работаю, призывая эту силу». Заметим, что в этой цитате автор всемирно известной музыки к балету «Щелкунчик» оставил нам готовый рецепт для поиска источника творческой энергии на тот случай, когда «сила вдохновения» недостаточна. «Вдохновение – это такая гостья, – считал Чайковский, – которая не любит посещать ленивых. Она является к тем, которые призывают ее. Нужно, необходимо побеждать себя, чтобы не впасть в дилетантизм».
И как тут ни вспомнить Александра Сергеевича Пушкина и его известное: «Не ищите вдохновения, его не существует»! Нет, Пушкин не отрицал силу вдохновения, он лишь подчеркивал значимость усердного труда, погруженности в работу. Александр Блок «непременным условием писательского творчества» считал «неустанное напряжение внутреннего слуха». Д.И. Менделеев буквально исповедовал изнуряющий стиль работы. Помните, что гениальная Периодическая таблица явилась ему во сне, когда он просто прилег отдохнуть после долгой работы ночью?
В своей статье «Как делать стихи?» Владимир Маяковский тоже описывал состояние ночного озарения, которое он испытал, сочиняя «Облако в штанах»: «Я лег на третью ночь спать с головной болью, ничего не придумав. Ночью определение пришло. Я вскочил, полупроснувшись. В темноте обугленной спичкой записал на крышке папиросной коробки – «единственную ногу» и заснул. Утром я два часа думал, что это за «единственная нога» записана на коробке и как она сюда попала».
Мастеру эпатажа, художнику Сальвадору Дали озарение тоже нередко приходило во сне. Дали даже выработал специальные приемы, помогающие вызвать это творческое состояние. О них он подробно написал в своей книге «50 магических секретов мастерства».
Дали считал, что лучшее состояние сознания для возникновения озарения и гениальных прозрений – это состояние полубодрствования. Для того, чтобы его достичь, достаточно заснуть на несколько секунд. Для этого перед тем как уснуть, необходимо взять в руку металлический предмет, например, ключ от двери, и положить рядом металлический поднос. В момент засыпания ключ выскользнет из расслабленной руки спящего, со звоном ударится о поднос и разбудит его. Остается воспроизвести наяву то, что человек увидел во сне. Этот способ вызвать озарение так и называется «сон с ключом в руке».
Итак, человек создает что-то новое – будь то гениальное произведение искусства, изобретение или научное открытие, когда к нему приходит вдохновение, испытывая творческий подъем. Не всегда такое открытие принимается обществом, если оно опережает свое время (яркий пример – история Коперника и Галилея). Помните эпизод из фильма Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», где настоящий Иван Грозный рассказывает Шурику о том, как он поступил с изобретателем: «Я его на бочку с порохом посадил. Пущай полетает».
Этот эпизод именно об этом – о том, как за свои изобретения и открытия, опередившие время, авторам приходилось платить Высокую цену: стоимостью творения, непонятого современниками, порой становилась человеческая жизнь.
Бывает, что родившийся в творческих муках результат интеллектуальной деятельности не удовлетворяет самого автора (Гоголь и его третий том «Мертвых душ», Пушкин и последняя глава «Евгения Онегина»). Иные произведения могут появиться как бы случайно, например, во сне (Нильс Бор описал модель атома после того, как увидел сон, Вальтеру Скотту, по его собственному утверждению, многие сюжеты его произведений тоже приснились), но чаще всего за любым новым творением стоит упорный труд его создателя. Чьи-то имена мы помним, а чьи-то остаются неизвестными человечеству. Однако главное, что результатами творческого труда авторов, известных и неизвестных, люди пользуются спустя сотни, а то и тысячи, лет. Неизвестно, кто первым изобрел столовую ложку, но можем ли мы представить свою повседневную жизнь без этого предмета?
Получается, что творчество – самая ранняя форма интеллектуальной деятельности человека, с которой началось бытие мира как такового; что ее результат рождается в творческих муках, а потребность в творчестве – создании нового – будет всегда. Кроме того, искусству творить можно даже научиться, перенимая опыт великих.
Современная наука создала в помощь человеку искусственный интеллект – технологию, которая автоматизирует выполнение различных задач. Вопрос о том, будет ли машинный «мозг» обладать способностью к осознанной творческой деятельности и сможет ли конкурировать с человеческим интеллектом в этом смысле, остается открытым. Покажет время. Компьютер «рисует» картины и «пишет» романы не под влиянием вдохновения и не по озарению, как это происходит у людей, а исключительно в результате машинного обучения на примерах, созданных человеком. Потому так важно не только не утратить уникальные способности, заложенные в каждом человеке от природы, но и по возможности постараться развить их в себе до более высокого уровня. Ведь, как верно заявлено Всемирной организацией интеллектуальной собственности, «Талант и творчество наиболее свойственны человеку!» (Humanum Ingenium et Opus Maxime Proprium). Именно творчество и его способность создавать объекты ИС делает человека человеком!
Автор материала: Е.О. Китаева